Почему предприниматели сегодня все чаще решают официально зарегистрировать бренд? Получение свидетельства на товарный знак дает больше преимущества для владельца бизнеса и открывает новые перспективы.
Визуальные и словесные обозначения наделяют компанию индивидуальными характеристиками, которые впоследствии становятся узнаваемыми среди потребителя. Успешные производители товаров всегда стремятся зарегистрировать бренд в Роспатенте, что исключает его несанкционированное использование третьими лицами (конкурентами) в своей деятельности.
Следует отметить, что регистрация товарного знака позволяет предпринимателю использовать свой бренд в качестве реального финансового актива. Обозначение учитывается на бухгалтерском балансе компании и является интеллектуальной собственностью, имеющей свою ценность.
Кроме того, решение зарегистрировать бренд обычно связано с желанием получать дополнительную выручку от использования и товарного знака сторонними организации по договору лицензии или франшизе.
Что такое бренд и как его зарегистрировать?
Следует понимать, что понятие «бренда» по – существу не имеет юридической силы и зарегистрировать как таковой бренд нельзя. В данном контексте речь идет о товарном знаке или знаке обслуживания, НМПТ и ГУ (географическое указание), коммерческом обозначении. Дополнительно могут регистрироваться промышленные образцы и изобретения, относящиеся к деятельности одной фирмы или ассоциирующиеся с одним продуктом.
Таким образом, свидетельство не может быть выдано на бренд, потребуется регистрация всех необходимых форм интеллектуальной собственности. Получить документ на товарный знак правообладатель может в федеральном патентном ведомстве.
Хотите узнать больше о получении свидетельства на товарный знак?
Преимущества регистрации бренда
Для предпринимателя очевидны следующие плюсы регистрации уникального обозначения:
- Товарный знак приобретает охраноспособные качества, то есть получает защиту на законодательном уровне от несанкционированного использования;
- Интеллектуальная собственность может выступать объектом сделок по переуступке прав;
- Правообладатель получает гарантии, что в процессе существования компании никто не сможет получить свидетельство на схожее обозначение или создать похожий продукт;
- В случае судебных споров в сфере интеллектуального права у владельца бренда, прошедшего регистрацию возрастают шансы выиграть такое разбирательство, тем самым расходы на делопроизводство существенно могут быть снижены.
На сегодняшний день зарегистрировать бренд в России достаточно просто. Все действия могут быть выполнены предпринимателем как самостоятельно, так и путем обращения в Роспатент через патентного поверенного. В последнем случае процедура проходит более быстро, снижаются риски отказов федерального органа в регистрации обозначения.
Какие бренды можно зарегистрировать?
В современных методических инструкциях и законах признаются следующие виды товарных знаков, подходящих для официальной регистрации:
- Словесные бренды, то есть просто название фирмы или продукта;
- Графические. Речь идет о логотипах (эмблемах);
- Сочетание двух первых категорий: логотип + наименование;
- Объемные категории: 3-д модели упаковки, внешнего вида продукта и т.п.;
- Голографические элементы;
- Цветовые решения (когда в качестве идентификации компании регистрируется определенный цвет или сочетание);
- Звуковые: любой музыкальный фрагмент, ассоциирующийся с деятельностью компании;
- Обонятельные – любые запахи, характеризующие деятельность бренда.
Следует отметить, что сегодня можно зарегистрировать бренд и в более оригинальных интерпретациях. К примеру, можно получить свидетельство на настольную игру, фактуру материала, интернет-мем и т.п. Каждый случай Роспатент рассматривает индивидуально.
Как зарегистрировать бренд: инструкция по шагам
На подготовительном этапе к регистрационным действиям будущий правообладатель должен разработать уникальное обозначение совместно с дизайнерами или креативным бюро. Здесь важно учитывать, то, что товарный знак должен не иметь даже частичного тождества (сходства) с уже существующими в рамках одного класса МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг). В противном случае, все силы, потраченные на разработку логотипа, не принесут никаких результатов – Роспатент откажет в выдаче свидетельства на неуникальное обозначение.
Поэтому перед тем как зарегистрировать бренд потребуется тщательная проверка ТЗ.
Первый этап: проверка уникальности товарного знака
Сделать это можно несколькими способами:
- Самостоятельно проверить логотип словесное обозначение по специализированным сервисам проверки . Существуют бесплатные и платные варианты поиска;
- Обратиться к патентным поверенным, они проведут профессиональную проверку обозначения в рамках обозначенных классов МКТУ, помогут изменить при необходимости обозначение для успешной регистрации;
- Обратиться с запросом в Роспатент. В течении двух недель специалисты подготовят аналитическую справку по возможности регистрации товарного знака. Услуга платная.
Важно: собирать данные следует не только по действующим свидетельствам на обозначения, но и по поданным заявкам на регистрацию, которые также могут помешать получению документов на бренд.
Второй этап: подготовка пакета документов
Зарегистрировать бренд в России можно путем предоставления в электронном или обычном виде заявления установленного образца. Должно иметь следующие сведения:
– Данные будущего правообладателя (фио, наименование компании, контактные данные);
– Данные патентного поверенного (если бренд регистрируется с его участием);
– Сведения об организации: ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП;
– Обозначение бренда (словесное, визуальное или иное) и его подробное описание;
– Классы МКТУ подходящие для регистрации (для каких товаров будет использоваться);
– Копии платежных документов (государственная пошлина);
– Иные документы и сведения, относящиеся к данному обозначению.
Следует понимать, что зарегистрировать бренд может только компании или ИП. Частные лица не могут становиться владельцами обозначений по закону.
По статистике, 30 % отказов в Роспатенте возникают по причине неправильного оформления документов на регистрацию или неуникальности самого знака. Именно поэтому, рекомендуется организовывать делопроизводство через патентных поверенных РФ.
Третий этап: предоставление комплекта документов в ФИПС-Роспатент
Документы могут быть поданы в электронном виде или на бумажном носителе лично в Роспатенте. Перед этим уплачивается государственная пошлина, которая будет стоить на 30 процентов дешевле для заявителя, в случае подачи электронного заявления.
После сотрудники Роспатента проводят две экспертизы:
- Аналитика предоставленных документов и материалов на предмет соответствия законодательству и методическим требованиям;
- Анализ фактической возможности регистрации товарного знака. Экспертиза охраноспособности.
Обе экспертизы занимают в общей сложности около одного года. Весь документооборот производится в письменном виде, при этом Роспатент вправе в ходе проверок запрашивать дополнительные сведения.
Для того, чтобы зарегистрировать бренд более оперативно следует подавать заявку через уполномоченных патентных поверенных.
Заключительный этап
В случае положительного решения Роспатента заявителю выдается свидетельство на зарегистрированный бренд, данные о нем вносятся в официальный реестр, а также публикуются в бюллетене ведомства.
На какой срок можно зарегистрировать бренд?
Свидетельство на уникальное обозначение может быть выдано на срок – 10 лет. Затем правообладатель вправе продлить документы на обозначение в приоритетном порядке.
Сколько стоит зарегистрировать бренд в Роспатенте?
На момент 2021 года государственные пошлины взымаемые за регистрацию ТЗ следующие:
- Регистрация заявления заинтересованного лица – 3500 rub + 1000 rub за каждый из классов МКТУ (свыше 5 классов).
- Экспертиза бренда – 11500 rub за один класс МКТУ.
- Госпошлина за регистрационные действия – 16000 rub.
- Выдача свидетельства на руки – 2000 rub.
- Внесение любых коррективов в заявку – 4900 rub.
Как зарегистрировать бренд в другом государстве?
Будущий правообладатель может планировать свою деятельность не только на территории России, но и в других государствах. В этом случае понадобится международная регистрация товарного знака по несколько иной процедуре. Заявитель может самостоятельно подавать заявки на регистрацию бренда в каждом из государств, также предусмотрена подача документов сразу в несколько стран (Мадридская система).
При этом все действия производится через национальное патентное ведомство – Роспатент.
Обратите внимание, что регистрация обозначения в одной стране не дает никаких гарантий по его защите в другом государстве.
Как зарегистрировать товарный знак за рубежом? Узнать подробнее
Зарегистрировать бренд в России, СНГ, иностранных государствах
Регистрация товарного знака достаточно трудоемкий процесс, который зачастую надежнее доверить профессиональным юристам. Все специалисты патентного бюро IP-Attorney имеют многолетний опыт работ в сфере защиты интеллектуальной собственности. Патентные поверенные работают не только на территории РФ, но также оказывают содействие в регистрации товарного знака во всех странах мира.
Получить консультацию по вопросам регистрации ТЗ можно по телефону 8 (800) 301-15-16
Сколько стоит зарегистрировать бренд в патентном бюро?
Патентное бюро IP – attorney старается придерживаться разумных цен, у нас нет без скрытых комиссий. Заинтересованное лицо видит на всех этапах делопроизводства размер уплаченных государственных пошлин.
Наши цены (пакетные предложения):
- Проверка знака по абсолютным основаниям для отказа
- Предварительный поиск с предоставлением отчета
- Составление списка товаров и услуг
- Подготовка и подача заявки
- Проведение повторного поиска через 6 месяцев после подачи заявки для проверки рисков, связанных с заявками, по которым установлен конвенционный приоритет
- Ведение делопроизводства с Роспатентом (ответы на формальные запросы, уведомление заявителя о поступающей корреспонденции и контроль сроков ответа не нее)
- Мониторинг заявок на сходные товарные знаки
- Помощь в оплате пошлин
- Получение и пересылка свидетельства о регистрации
*в стоимость не входят государственные пошлины
- Проверка знака по абсолютным основаниям для отказа
- Предварительный поиск с предоставлением отчета
- Составление списка товаров и услуг
- Подготовка и подача заявки
- Проведение повторного поиска через 6 месяцев после подачи заявки для проверки рисков, связанных с заявками, по которым установлен конвенционный приоритет
- Ведение делопроизводства с Роспатентом (ответы на формальные запросы, уведомление заявителя о поступающей корреспонденции и контроль сроков ответа не нее)
- Мониторинг заявок на сходные товарные знаки
- Помощь в оплате пошлин
- Получение и пересылка свидетельства о регистрации
- Ответ на уведомление о предварительном отказе в регистрации
- Шаблон письма о прекращении противоправных действий на случай нарушения ваших прав на товарный знак третьими лицами
*в стоимость не входят государственные пошлины
- Проверка знака по абсолютным основаниям для отказа
- Предварительный поиск с предоставлением отчета
- Составление списка товаров и услуг
- Подготовка и подача заявки
- Проведение повторного поиска через 6 месяцев после подачи заявки для проверки рисков, связанных с заявками, по которым установлен конвенционный приоритет
- Ведение делопроизводства с Роспатентом (ответы на формальные запросы, уведомление заявителя о поступающей корреспонденции и контроль сроков ответа не нее)
- Мониторинг заявок на сходные товарные знаки
- Помощь в оплате пошлин
- Получение и пересылка свидетельства о регистрации
- Ответ на уведомление о предварительном отказе в регистрации
- Шаблон письма о прекращении противоправных действий на случай нарушения ваших прав на товарный знак третьими лицами
- Гарантия регистрации товарного знака (в случае отказа, вернем деньги за наши услуги)
*в стоимость не входят государственные пошлины