Защита товарного знака

Защита товарного знака является основной причиной того, что владельцы бизнеса стремятся получить свидетельства на свои уникальные бренды. В современных реалиях вести предпринимательскую деятельность под незарегистрированным логотипом или словесным обозначением практически невозможно. Суды по интеллектуальным правам переполнены делами, связанными с нарушением использования обозначений.

Количество контрафактной продукции в мире огромно. Ситуация с каждым годом лишь ухудшается. В связи с этим защита товарного знака от несанкционированного использования особенно актуальна.

Защищать свой бренд логично для любой компании, ведь уникальное обозначение товара, услуги или технологии представляет собой реальный финансовый актив. Средство индивидуализации позволяет выделить производителя на рынке в глазах потребителя, дает гарантию стандартов качества.

С одной стороны, покупатель едва ли различит двух похожих производителей, если их символика практически идентична. Однако, бренды, прошедшие процедуру регистрации имеют реальную возможность регулировать деятельность «компаний-клонов».

Актуален также и вопрос продвижения на рынке. Защита товарного знака на уровне законодательства позволяет продумать качественную рекламную стратегию, быстрее вывести новый товар на рынок, повысить узнаваемость бренда.

Для чего нужна предупредительная маркировка

Предупредительная маркировка – это обозначение на продукции, по которому можно определить, что защита товарного знака существует, то есть у предпринимателя имеется свидетельство на обозначение и оно внесено в государственный реестр. В разных странах можно встретить различные варианты буквенных и словесных обозначений. Например:

  • R (Registered);
  • TM (trademark);
  • Registered Trademark;
  • Зарегистрированный знак.

Все эти словосочетания и аббревиатуры означают, что при несанкционированном использовании третьи лица понесут ответственность перед законом. Сегодня случаи неправомерного применения чужих обозначений являются типичными для юристов-практиков. Защита товарного знака строится по принципу приоритетного права использования, простыми словами, кто первый придумал и зарегистрировал логотип в рамках определенного класса МКТУ, тот и выиграет суд.

 

Как защитить исключительные права на товарный знак? Узнать подробнее

Признаки нарушений, по которым возможна защита товарного знака

Наиболее часто распространены следующие случаи неправомерного использования обозначения:

  1. Полное или частичное сходство названия. В первом случае нарушение очевидно и определить виновность третьего лица достаточно просто. Однако при частичном сходстве доказать, что незаконное использования имело место достаточно сложно. Речь идет о случаях, когда степень тождества настолько явно выражена, что потребитель может быть введен в заблуждение и попросту может перепутать продукцию.

К примеру, Вы владеете точкой общественного питания под товарным знаком «Вкусная еда». Третье лицо может вести такую же деятельность, но добавить к названию слово «кафе». В этом случае защита товарного знака возможна по признаку сходства до степени смешения.

  1. Деятельность в рамках одного класса МКТУ. Речь идет о нарушениях прав на обозначение исключительно в рамках одинаковых видов предпринимательства.

Допустим, Вы являетесь владельцем салона красоты «Красивые люди». Нарушителем будет являться только то лицо, которое открывает салон красоты под похожим названием. Однако если похожее наименование используется в рамках другого класса МКТУ (допустим, модельное агентство), то защита товарного знака невозможна, нарушений в данном случае нет.

Важно знать: речь идет не о фактических видах деятельности, а исключительно о тех классах МКТУ, которые подавались при регистрации бренда в ФИПС-Роспатент. Поэтому, если планируется расширение деятельности, то следует указать большее количество классов в заявке.

Следует отметить, что не обязательно деятельность нарушителя может быть точно такой же. Здесь тоже имеет место «сходство до степени смешения». Например, «спортивный центр» и «фитнес-клуб».

Совет: на этапе подачи заявки на регистрацию товарного знака в Роспатенте следует обратиться к патентному поверенному. Юрист сможет с точностью определить необходимые классы МКТУ в зависимости от фактической и планируемой деятельности компании. В будущем это поможет гарантированно защитить обозначение от несанкционированного использования.

  1. Упущенная выгода владельца товарного знака или убытки. В данном случае, юристам потребуется доказать в суде, что использование схожего обозначения позволяет получать третьему лицу прибыль.

Как выиграть интеллектуальный спор? Узнать подробнее

Использование товарного знака и его защита

Даже при получении свидетельства на обозначение правообладатель может контролировать его использование в следующих случаях:

  • Использование в целях предложения товара (например, в объявлениях);
  • Размещение на любых рекламных носителях;
  • Использование знака на этикетках, упаковках, вывесках;
  • Фигурирование схожего обозначения в документации на новый вид продукции;
  • Размещение в Интернете.

В иных случаях защита товарного знака невозможна.

Как доказать, что имеет место быть несанкционированное использование

Защита товарного знака всегда начинается со сбора доказательств. Сделать это можно следующими способами:

  1. Самостоятельно. Следует собрать как можно больше сведений о несанкционированном использовании бренда. Подойдут фотографии, скриншоты, образцы товара, чеки и т.п.

Важно: только суд решает, какие именно сведения можно считать доказательством. Поэтому следует предоставлять как можно больше информации. Некоторые данные потребуется заверить в нотариате.

  1. Путем обращения в государственные органы. Для того чтобы выстроить грамотную защиту товарного знака целесообразно обратиться в полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Каждый из органов может зафиксировать факт нарушения прав не только с точки зрения правообладателя, но и с точки зрения потребителя.

Так, ФАС следит за случаями недобросовестной конкуренции между предпринимателями. Полиция может зафиксировать факт административного нарушения. Роспотребнадзор защищает права потребителей товаров и услуг.

Зачастую, обращаться в государственные структуры удобнее через законного представителя (юриста). Это может значительно сократить сроки сбора доказательств для защиты товарного знака.

Досудебная претензия

Как только собраны все доказательства, потребуется отправка нарушителю досудебной претензии. Сразу обращаться в суд для защиты товарного знака запрещено законом.  В претензии необходимо указать следующие данные:

  1. Данные о правообладателе товарного знака;
  2. Данные о нарушителе;
  3. Описание, какой именно вид несанкционированного использования обнаружен (например, одинаковые вывески);
  4. Данные о товарном знаке;
  5. Обоснование нарушения использования ТЗ;
  6. Требования по компенсации (материальные претензии, прекращение факта несанкционированного использования);
  7. Указание меры наказания, в случае отказа от исполнения требований;
  8. Статьи законов, которые были нарушены;
  9. Иные сведения, которые могут быть оформлены приложением.

Претензия направляется заказным письмом с описью вложения самостоятельно или через законного представителя (юриста). Нарушитель должен по закону дать ответ в течение одного месяца. Если этого не произошло, то на данном этапе можно обращаться в суд.

Важно знать: письмо должно быть направлено на юридический адрес компании – нарушителя.

Как правильно составить досудебную претензию? Узнать подробнее

Защита товарного знака в суде

Как только зафиксирован факт того, что ответ на претензию не получен в течение 30 дней, правообладатель может обращаться в суд с исковым заявлением. Само по себе заявление составляется по похожей форме, как и досудебная претензия. Требования к третьему лицу – нарушителю могут быть следующие:

  1. Прекращение использования товарного знака на любых видах рекламных носителей;
  2. Прекращение использования обозначения в документах;
  3. Удаление ТЗ в сети Интернет (прекращение работы сайта и доменного имени);
  4. Изъятие и уничтожение схожего товара из оборота;
  5. Возмещение упущенной выгоды и материальная компенсация. В основном распространен второй случай.

Дела по интеллектуальным спорам рассматривают Арбитражные суды. Если стороны не приходят к соглашению, то дело направляется в Суд по интеллектуальным правам.

Следует отметить, что если не удается решить спор в досудебном порядке самостоятельно выиграть суд достаточно сложно. Целесообразно обратиться к юристам по патентным спорам.

Защита товарного знака: особенности

  • По закону подать в суд на нарушителя можно исключительно после отправки официальной претензии;
  • Если дело рассматривает суд, то целесообразно пытаться требовать именно компенсацию. Упущенную выгоду зачастую доказать достаточно сложно;
  • Возможные меры наказания (требования): удаление со всех рекламных носителей, компенсация, уничтожение товара;
  • Целесообразно подключить ФАС, РПН и полицию. Они могут самостоятельно проводить проверки и доказывать вину нарушителя в судах.

Как выиграть суд и защитить товарный знак?

Для решения сложных вопросов, связанных с защитой товарного знака следует обращаться к профильным специалистам. Юристы патентного бюро IP-attroney готовы представлять интересы правообладателей в любых категориях споров:

  • Споры, касающиеся защиты авторских, а также смежных прав;
  • Претензии с целью досрочного аннулирования товарного знака по причине неиспользования;
  • Досудебное делопроизводство (составление писем – претензий);
  • Споры, о незаконном использовании обозначений;
  • Взыскание компенсации за несанкционированное использование обозначений;
  • Споры, связанные с исполнением обязательств по лицензионным договорам и договорам франшизы;
  • Претензии по несоблюдению коммерческой тайны;
  • Судебное делопроизводство в сфере защиты изобретений, технологий, программного обеспечения;
  • Взаимодействие с ФИПС-Роспатент, СИП;
  • Оспаривание решений патентного ведомства;
  • Споры о недобросовестной конкуренции;
  • Защита интеллектуальных прав в Интернете;
  • Споры по доменным именам;
  • Претензии по недобросовестной, вводящей в заблуждение рекламе и многое другое.

Получить консультацию профессиональных юристов по защите товарного знака можно по телефону: 8 (800) 301-15-16

Сколько стоит защита товарного знака?

Патентное бюро IP – attorney старается придерживаться разумных цен, у нас нет скрытых комиссий. Заинтересованное лицо видит на всех этапах делопроизводства размер уплаченных государственных пошлин, а также затраты на судебные разбирательства.

Наши цены (пакетные предложения):

number 1

*в стоимость не входят государственные пошлины

number 2

*в стоимость не входят государственные пошлины

number 3

*в стоимость не входят государственные пошлины